
Для понимания вопроса о причинах симптомов следует обратиться к идеям академика П. К. Анохина, который считал, что любая целенаправленная деятельность является результатом принятия решения через анализ и синтез афферентной (воспринятой) информации. Получение подобной информации происходит по четырем каналам – через инстинктивные потребности, имеющие в основе биологическую мотивацию, исходя из условий окружающей среды (обстановочная афферентация), через непосредственный толчок реакции (пусковая афферентация), через обращение к информации, зафиксированной жизненным опытом, то есть памяти. В результате обобщения всей полученной информации формируется определенная программа действия, включая два компонента – эфферентной программы действия (программы реагирования), то есть комплекс последовательных нервных команд, подаваемых на исполнительные аппараты – эффекторы – мышцы, железы, внутренние органы, и акцептор результата действия, представляющий собой информационный эквивалент результата, полученный через механизм предсказания и оценки возможного результата подобного действия. Таким образом, модель взаимодействия с раздражителем состоит из двух частей – афферентной (воспринимающей) и эфферентной (реагирующей) систем. Афферентный синтез выполняет функции отбора, сопоставления и обобщения в нервной системе информации, поступающей от раздражителя. Эфферентный механизм является результатом принятия решения в системе на основе данных афферентного синтеза и представляет собой ответную реакцию на действующий раздражитель, которая проявляется в виде возбуждения нервной системы.
Когда мы говорим о возбуждении нервной системы мы имеем в виду ответную эмоциональную реакцию, которая может проявиться как любой эмоциональный оттенок.
Например, раздражение или агрессия. Именно устойчивая эмоциональная реакция создает настроение. Настроение является эмоциональным состоянием.
Начнем с самого начала. При любом интенсивном раздражителе афферентно-эфферентная система пытается поддерживать равновесие, то есть, так называемый гомеостаз. При этом гипоталамус генерирует порцию Бета-эндорфинов (гормон радости) и серотонина (гормон сна) для поддержания спокойного состояния. Если же стресс-фактор интенсивен и продолжителен, то опиоидный механизм перегружается и человек испытывает так называемый эндорфиный голод.
Результатом становится повышенный уровень раздражительности, беспокойства, тревоги, страха и других эмоциональных оттенков. Со временем интенсивность этих эмоциональных оттенков нарастает и эфферентный механизм привыкает к новым условиям, к новому реагированию. Здесь мы уже говорим о хронических состояниях.
Известна и другая причина необъяснимых эмоциональных реакций. Например, возьмем такую реакцию, последствием которой являются вроде бы ничем не вызванные слезы. Возникают ли они без причины? Конечно же, нет. Тем не менее, эти причины могут быть скрытыми или подавленными и находиться в реактивной части подсознательной памяти. Слезы в этом случае являются реакцией одного из четырех главных векторов эмоциональных состояний: страха, грусти, злости или радости. Почему именно векторов? Потому что вектор-форма легко показывает градации эмоций или их оттенки. Например, если внимательно рассмотреть составляющие вектора страха, то можно увидеть, что вначале человек может (именно может) почувствовать беспокойство, потом тревогу, страх и так далее. Иногда человек настолько быстро проходит через все оттенки эмоции, что они просто им не замечаются, смазываются, и его бросает сразу же в состояние страха. Используя вектор-форму, можно достаточно легко определить тенденцию к какому-либо состоянию, которое в данный этап времени существует у клиента.
Если он все время твердит, что ему страшно, и после прохождения курса лечения его жалобы ограничиваются беспокойством, это не значит, что он находится в новом состоянии. Это, напротив, означает, что уровень ртутного столбика интенсивности состояния упал. Значит, есть результат.
На векторе главного эмоционального состояния находятся градационные эмоциональные состояния (оттенки) – от наименее эмоционально заряженного до наиболее.
А вот пример эскалации эмоциональных оттенков от наименее до наиболее рпоявленного:
ВЕКТОР СТРАХА |
Беспокойство >> тревога >> страх >> паника >> ужас |
ВЕКТОР ПЕЧАЛИ |
Тоска >> ностальгия >> печаль >> уныние >> грусть >> апатия >> депрессия >> трагедия >> горе |
ВЕКТОР ЗЛОСТИ |
Разочарование >> обида >> раздражение >> злость >> агрессия >> гнев >> ярость |
ВЕКТОР РАДОСТИ |
Воодушевление >> радость >> удовольствие >> счастье >> восторг >> эйфория >> экстаз |
Есть люди, которые постоянно находятся в состоянии тревоги. А есть те, кто живет в унынии. Они пребывают именно в состоянии, то есть без какого-либо действия. Это состояние пассивное, заключающееся в ожидании чего-то (в данном примере – того, что может например вызвать тревогу).
Привело их в это состояние ощущение или чувствование. Следовательно, можно сказать, что эмоциональное состояние является последствием ощущения или чувственного восприятия раздражителей. Вначале человек испытывает какое-то ощущение, которое бросает его в определенное эмоциональное состояние. Ощущение, в свою очередь, является следствием афферентного восприятия. Именно афферентный синтез и создает определенное ощущение, которое затем отправляет человека в эмоциональное состояние. Значит, слезы – это последствие какого-то эмоционального состояния, которое, в свою очередь, является последствием определенных ощущений.
Человек – клубок желаний. Если какое-то желание не исполняется, он испытывает разочарование – раздражение – злость и затем, возможно, агрессию (см. таблицу выше). Разочарование, раздражение, злость и агрессия – это эмоциональные оттенки на эмоциональной шкале Злости.
Давайте немного поговорим про такие эмоциональные состояния, как беспокойство и тревога. Согласно табличке мы видим, что тревога случается после беспокойства, а страх – после тревоги. “Ртутный столбик” интенсивности состояния повышается, показывая что состояние нагнетается, делается более заряженным. Конечно же, есть естественные состояния беспокойства и тревоги. Мать естественно беспокоится и тревожится за своего ребенка, если он приходит домой позже обычного или отказывается кушать. Но как только он пришел, беспокойство проходит. Нормальные состояния – эпизодичны. Но если видимых причин для беспокойства нет, а вы все равно беспокоитесь и ничего не можете поделать с этим, то это состояние уже патологично. При достаточно долгом пребывании в нем, оно нагнетается и превращается в тревогу, затем в страх. И заметьте – не естественный страх, имеющий определенную причину, а страх патогенный, беспричинный, парализующий. Именно эти болезненные состояния могут со временем создавать физиологическую реакцию тела, известную под термином “психосоматические нарушения”. Некоторая разновидность такого состояния – это панические атаки, которые характеризуются рядом соматических ощущений на фоне сильного патологического страха. Соматические ощущения бывают разные. Это может быть комок в горле (трудно глотать), спонтанная отрыжка, не вызванная болезненными процессами в ЖКТ, высыпания на теле, повышенное артериальное давление и множество других. В этом случае при соматическом (физиологическом) симптоме всегда есть сопровождающая и тригерная эмоции. Именно они и являются причиной физиологического болезненного симптома или боли. Определение их и снятие с них эмоционального заряда и является психотерапевтическим (скорее гипнотерапевтическим в нашем случае) способом лечения психосоматических симптомов.
Цель нашей работы – это снятие заряда эмоциональной боли. Именно ощущение эмоциональной боли является причиной эмоционального состояния, которое сгущает энергию, превращая этот сгусток в так называемую энграмму (ячейку памяти, модулированную болью). То есть, когда человеку больно (физическая боль, эмоциональная, психологическая), память этого события, заряженная болью, сохраняется в реактивной части подсознания и поэтому реагирует на похожие события. Вот пример.
Девушка пришла к нам с симптомом повышенной и беспричинной плаксивости. Вот ее история последнего инцидента:
Я поехала с моим парнем, с его другом и с девушкой друга на пикник. Там, во время моей беседы с моим парнем подошел его друг с подругой, и они начали беседу втроем. Я просто стояла рядом не участвуя в этой беседе. И тут вдруг я почувствовала накатывающиеся слезы. Причины не было. Никто не обижал меня, не говорил обидные слова. Я просто начала плакать.
Во время сеансов гипнотерапии мы выяснили, что когда ей было три года ее мама вечером вышла за покупками, оставив ребенка одну. Это была зима и гололед. Возвращаясь домой, она поскользнулась, вывихнула ногу и оказалась в больнице. Ребенок провел ночь один. Создалась энграмма. Впоследствии при подобных обстоятельствах, то есть когда есть риск что ее оставят одну, энграмма начинала реагировать, бросая ее в эмоциональное состояние страха. Ее эфферентная реакция проявляла это в форме слез.
Энрамма может стать как эмоциональным блоком (“Не хочу слышать это, так как это больно” или “Не хочу участвовать в этом, так как может быть больно”), так и причиной фобий, комплексов или любого проявления психологических расстройств.
Найдя энграмму посредством гипнотерапии, мы, используя специальные техники, снимаем с нее эмоциональный заряд, тем самым переводя ее в разряд обыкновенной памяти. Энграмма переходит в аналитическую часть подсознания и перестает реагировать на раздражители.
Параллельно, важно понять, что когда человек уже находится под влиянием эмоционального состояния, механизм проецирования эмоциональных состояний на внешние объекты используется умом для того, чтобы держать истинные причины эмоций вне сознания. Проецирование накладывается на события или на других людей, чтобы определить виновников данного эмоционального состояния. Сам же человек видит себя с позиции жертвы.
Девушка лет 23-х видела себя с позиции жертвы ее мамы, которая использовала чрезмерную критику по отношению к ней. Все что она помнит об отношениях между ее матерью и ею – это постоянные оклики, ограничивающие ее в чем-либо. Подсознательно, она привыкла к этим ограничениям и начала винить мир вокруг себя, называя его слишком контролирующим и ограничивающим. Ее позиция жертвы оправдывалась чрезмерной агрессивностью, – со стороны молодых людей, с которыми она пыталась встречаться, со стороны ее начальника на работе (за год она поменяла 4 работы), со стороны ее друзей. Она предпочитала не иметь ни друзей, ни с кем не встречаться, не работать. В итоге она развила сильно-выраженную агорафобию, которая позволяла ей быть дома все время.
Подавленные эмоции – другая причина развития комплексов, неврозов и других психологических расстройств. Также подавленные эмоции рано или поздно приведут к психосоматическим нарушениям. Зажатая спина – это последствие страха быть отверженным. В третьем классе мальчик встает и и прилюдно объявляет о некомпетентности одноклассника. У него уже скопился набор комплексов неполноценности и, возможно, это был решающий удар. По его словам, уже в какой-то степени зажатый и сгорбленный, он пригибается еще ниже, пытается сделаться невидимым. С тех пор у него развивается страх отвержения, который прежде всего скаплипливается и проявляется в спине, каждый раз, когда когда только появляется мысть о возможности быть отвергнутым. С годами этот страх укрепляется, становится более сильным и более проявленным. До 32 лет он пытается бороться с зажатой спиной, не понимая, что истинная причина – это страх, который давно уже опустился до вегетативных процессов.
С положительными эмоциями тоже не так все просто. Приходится иногда подавлять такие эмоции, как радость и любовь, и их подавление ничего к хорошему не приведет.
Молодой мужчина повстречал девушку несколько моложе его. У них развился роман. Они полюбили друг друга, но он был женат. И хотя отношения с его женой были на грани срыва, он подавил свою новую любовь из-за чувства долга перед своей женой. Подавленная любовь вылилась в его приобретении собаки, которой он уделял больше внимания и времени, чем его собственным детям. В конце концов его жена забрала детей и ушла от него. Через некоторое время его собака погибла, попав под колеса автомобиля. Он в течение двух последующих лет развил клиническую форму депрессии.
При излишнем напряжении подавленных чувств, ум создает такие события, на которые можно перенести эти ощущения, эти эмоции. Мужчина перенес свою подавленную любовь на собаку, и когда события сложились так, что и собака погибла, он уже был не в состоянии поддерживать баланс с внешней средой. Именно поэтому люди с подавленным горем, создают и притягивают печальные события, человек, живущий со страхами притягивает к себе пугающие события, гневный человек окружает себя людьми, выводящими из себя и человека гордого все время кто-то оскорбляет.
Но нет опаснее эмоции, чем обида. Обида может считаться одной из самых опасных эмоций. Будучи подавленной, она гложет нас изнутри и часто ограничивает нашу способность к счастью и радости. Обида появляется тогда, когда человек считает, что с ним поступили несправедливо. Обида – это эмоциональное последствие разочарования в поведении другого. Обиженный человек знает как должен вести себя другой и если этого не случается, он обижается. Корень обиды – гордость и желание подчинить себе поведение другого.
Мы знакомы с более научным объяснением причин психологических расстройств, особенно когда мы говорим о панических атаках.
Что такое нейросети?
Совсем недавно (2015) было сделано удивительное открытие учеными из Станфорда. Вначале они сделали предположение, что весь эмоциональный опыт фиксируется в виде записанных на подкорке нейронных формирований. Через некоторое время это предположение подтвердилось. Эти формирования представляют собой сложные нейронные конструкции, которые кодируют всю воспринимаемую информацию.
Но не все так просто. Если какая-то линия поведения родителей по отношению к их ребенку или простая фраза типа “Не высовывайся, а то…” повторяется много раз, то сопровождающая угроза наказания служит причиной создания нетипичной эмоционально заряженной нейроцепи. Мы можем назвать это установкой. Для аналогии, мы можем представить себе записанную песню на старой виниловой пластинке. Эта фраза превращается в сознательное убеждение и ребенок ЗНАЕТ, что если он будет идти от обратного, то есть высовываться, то его точно постигнет наказание. Со временем, таких одинаковых пластинок становится целая стопка. Установка превращается в сознательную программу, которая руководит и контролирует выборы решений этого ребенка. Ребенок уже живет так как эта (и другие) программа подсказывает. Он уже не свободен в своем выборе. Через много лет, программа опускается на уровень подсознания. Мы называем такую бессознательную программу шаблоном.
Типичные нейросети упорядочивают всю полученную информацию, согласовывая ее с уже имеющейся. В случае травмирующе-эмоционального события, оно получает дополнительную обработку, в ядре которой лежит неврологическая основа.
Причина развития панических атак – это сбой в работе нейросетей
Когда нейросети функционируют нормально, нервная система адаптируется к новой информации и к новым условиям. Но если событие сопровождается какой-то сильной эмоцией, и в это же время человек испытывает эндорфинный голод, нейросеть становится слишком объемной и не может интегрироваться в уже имеющуюся базу данных. Тогда эта нетипичная нейросеть, то есть записанное эмоционально-заряженное событие, изолируется и начинает реагировать на те события, которые могут вызвать те же самые эмоции. Реакция такого человека происходит спонтанно, бесконтрольно. То есть, травмирующее событие время-от-времени как бы всплывает в виде эмоционального раздражителя, изменяя эмоциональный фон человека. Человек как бы заново переживает те же самые эмоции, хотя может и не помнить первичного события, которое по сути заставляет его реагировать. Повторное реагирование со временем закрепляется в виде привычки и мы получаем то, что психотерапевты зовут хроническим расстройством.
Как гипногештальт прорабатывает нетипичные нейросети
Прежде всего необходимо определить правильную сопровождающую событие эмоцию. Работа должна вестись в состоянии Эсдейла, хотя в процессе сознание клиента может несколько раз активироваться. Метод гипногештальта работает в основном с двумя эмоционально заряженными событиями: самое последнее и самое первое. Найдя их, гипнотерапевт посредством определенных вопросов (диалогическая модель) прорабатывает их, снимая с события эмоциональное напряжение. При изменении сюжета события, эмоциональная значимость снижается, если полностью не пропадает. При удачном снятии эмоционального заряда, вся цепочка (все нетипичные нейросети) между первым событием и последним теряет эмоциональный заряд.
Теперь надо отучить нервную систему от привычного реагирования на подобные раздражители. В этом и лежит суть множественных сеансов – при повторении однотипных действий закрепляется новая реакция.
Что касается нейрофизиологического объяснения, то некоторые ученые приходят к такому выводу:
– Когда сюжет эмоционально-заряженного события изменяется, оба полушария головного мозга синхронизируются. Это, в свою очередь, вызывает более целостное реагирование на вспоминаемое событие, что приводит к возвращению к нормальной мозговой работе, которая была нарушена психологической травмой.
Более детально о лечебном гипнозе и гипнотерапии читайте здесь.
ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ на консультацию
доктор наук в области медицинской психологии, профессор, гипнотерапевт.