Как развиваются панические атаки и другие нарушения в нервной деятельности

Как развиваются панические атаки и другие нарушения в нервной деятельности

Из-за обилия теорий в медицинской психологии и в психотерапии, часто происходит путаница в понимании возникновения психологических расстройств и что является причиной, а что следствием. Непонимание механики возникновения расстройств часто ведет к лечению симптомов, а не к целенаправленному вниманию на первопричины их породившие. Лечение симптомов может длиться довольно длительные сроки без значительных результатов.

Итак, вначале попытаемся понять причинно-следственные связки.

Возьмем такое распространенное расстройство, как Панические Атаки (ПА). ПА являются прежде всего следствием сбоя вегетативной нервной деятельности. Есть центральная нервная система, которая контролирует наше поведение, наши сознательные выборы, напряжение/расслабление мышечной системы. А есть вегетативная нервная система (так же известная как периферическая или автономная), которая контролирует подсознательную (бессознательную) деятельность организма (такую, например, как наши сердечные ритмы, дыхательный процесс и т.п.). Вегетативная нервная система состоит из двух отделов: симпатический и парасимпатический. Симпатика отвечает за реагирование на внешний или внутренний раздражитель, а парасимпатика – за гармонизацию этого реагирования.

Маятник 2Это похоже на маятник. Реакция есть – маятник качнулся влево. Парасимпатика спровоцировала выброс опиоидных гормонов (например, эндорфины, дофамин, серотонин), которые, создав ощущение расслабления, спокойного состояния, радости, предвкушения чего-то хорошего, сна, — вызывают противоположное движение маятника – в правую сторону. Как говорится: нервная система восстанавливается во время отдыха. В этом случае, система сбалансирована. Человек – стрессоустойчив.

Если же внешние (продолжительный или сильный стресс-фактор) или внутренние условия (физическая или душевная боль) создают гиперреакцию, заставляя маятник качнуться очень сильно влево, то парасимпатика может не справиться и не спровоцировать достаточное количество опиоидных гормонов. При недостатке эндорфинов, человек может развить депрессию. При недостатке дофамина, может стать апатичным. При недостатке серотонина, могут возникнуть различные виды расстройства сна.

Если гиперреакция повторяется, то создается привычная гиперреакция вегетатики и привычный дефицит опиоидных гормонов. Последствия (депрессия, апатичное состояние, расстройство сна и др.) закрепляются. В этом случае мы говорим о клиническом состоянии (то есть, хронике).

Есть еще одно свойство гиперреакции симпатики. Гиперреакция происходит из-за биологической потребности организма защитить себя. При постоянном или сильном стресс-факторе нервная система «думает», что появилась угроза для жизни. Провоцируя синтез адреналина (атакуй) или норадреналина (беги), нервная система мобилизует организм к самозащите.

Запомните, симпатический отдел вегетатики провоцирует выброс адреналина или норадреналина при гиперреагировании на внешний или внутренний раздражитель.

Парасимпатический отдел пытается этот дисбаланс восстановить, провоцируя синтез опиоидных гормонов.

Если эта система маятника нарушается, мы говорим о сбое в вегетативном процессе.

Когда в кровь попадает адреналин или норадреналин, то человек чувствует телесные ощущения, такие как резкое повышение пульса, потоотделение (особенно холодный пот), скачки в артериальном давлении, внутренний тремор, непонятные боли в теле, потемнение в глазах, головокружение и возможно другие ощущения. Организм мобилизуется к самозащите.

Центральная нервная система реагирует на эти телесные ощущения повышением ртутного столбика интенсивности от тревоги к страху, от страха к атаке паники.

Это и есть паническая атака.

Если паническая атака происходит редко и является результатом сильных потрясений, то мы говорим об эпизодической форме.

Но если она закрепляется и начинает провоцироваться мыслями («Я пойду в магазин, а что если…?), то мы уже говорим о клинической форме.

То есть,

Сильный раздражающий фактор — гиперреакция — выброс адреналина/норадреналина — телесные ощущения — страх — это эризодическая реакция, волноваться не стоит.

Но,

Мысль — страх — гиперреакция — выброс адреналина/норадреналина — телесные ощущения — это закрепленная реакция, хроническое состояние. Следует искать лечение.

Закрепленные панические атаки могут быть обобщенными, а могут развиться и в конкретные фобии. То есть, панические атаки развиваются только при определенных условиях/местах.

Например:

  • Клаустрофобия — ПА развиваются в замкнутом пространстве,
  • Акрофобия — ПА развиваются на высоте,
  • Танатофобия — ПА развиваются при мыслях о смерти,
  • Канцерофобия — ПА развиваются о мыслях заболеть раком,
  • Ахлуофобия (никтофобия, скотофобия, эклуофобия) — ПА развиваются из-за темноты, ночи,
  • Кинофобия — ПА развиваются при виде собак,
  • Арахнофобия — ПА развиваются при виде пауков,
  • Музофобия — ПА развиваются при виде мышей,
  • Агорафобия – ПА развиваются вне дома в различных местах, таких, например, как магазин, метро, парк, рестораны, места сбора людей,
  • Пьерофобия – ПА развиваются перед аудиториями,
  • Авиафобия или аэрофобия – ПА развиваются при полетах в самолетах и другие.

Заметьте, это не отдельные патологии. Это – различные формы одного и того же сбоя вегетативной нервной системы.

«Почему же тогда у одних людей случается гиперреакция на какой-то раздражитель, а у других нет?», спросите Вы.

Мы подошли к понятию предрасположенности. Двое из большой группы сотрудников реагируют на прибытие нового начальника (который повышает голос, оскорбляет, унижает подчиненных) паническими атаками. Почему именно они?

У них оказывается есть вегетососудистая дистония или нарушение в тонусе стенок капилляров головного мозга.

Любой опыт создает в головном мозге нейросеть. Позитивный или нейтральный опыт создает типичную нейросеть, которая легко интегрируется в долгую память. Негативный опыт или опыт, заряженный негативной эмоцией (стыд, страх, обида, злость), создает атипичную нейросеть. Эта нейросеть слишком объемна для интеграции в долгую память. Она создает свою собственную эмотивную базу данных, реагируя на ситуации, которые имеют угрозу подобных эмоций.  Цепочка из таких атипичных нейросетей называется импринтинг и со временем, увеличиваясь в размерах, начинает давить на стенки капилляров.

Стенки нормальных капилляров эластичны. Они легко пропускают пучки крови, расширяясь и сжимаясь. Со временем, импринтинги делают стенки капилляров ригидными. Пучки крови, проходящие сквозь них, создают внутрикапиллярное давление. К стенкам капилляров прикреплены нервные окончания, которые ведут к симпатическому отделу вегетатики.

Повышенное внутрикапиллярное давление создает условия для гиперреагирования. Образно говоря, нервная система такого человека становится похожей на сильно натянутую гитарную струну – чуть дотронься и она издает звук. У стрессоустойчивого человека, напротив, такая струна расслаблена. Дотронься – и никакой реакции.

Если ребенок во время взросления претерпел много боли, как физической, так и душевной, то у него могли сформироваться множество атипичных нейросетей, которые в свою очередь сформировались в кластеры-импринтинги. У такого ребенка создаются условия для вегетососудистой дистонии. Я видел таких подростков, у которых пульс подскакивает до 140-160 ударов в минуту из-за небольшого волнения, их бросает в озноб, и они покрываются холодным потом.

Значит, логическая цепочка развития сбоя в вегетативных процессах такова:

ЭТРОП (Эмоционально ТРавмирующий Опыт) — Вегетососудистая дистония — панические атаки — фобии различной этиологии — психосоматика — онкология.

Лечение

Если снять эмоциональную нагрузку с атипичной нейросети или даже с целого импринтинга (цепь событий с однозначной эмоцией), то импринтинг «сдуется», как футбольный мяч и перестанет давить на стенки капилляров. При определенных условиях (фармподдержка) возможно восстановить эластичность стенок капилляров (элластин) и гиперреагирование симпатики прекратится.

С другой стороны, возможно стимулировать парасимпатический отдел вегетатики, провоцируя его на больший синтез опиоидных гормонов. При этом гиперреагирование успокаивается и баланс между симпатикой и парасимпатикой восстанавливается.

Для этого надо как минимум 30 сеансов гипнотерапии. Наш запатентованный метод прежде всего:

  1. Готовит нервную систему к более спокойному реагированию (10 сеансов),
  2. Находит ЭТРОПы и снимает с них эмоциональный заряд (10 сеансов плюс),
  3. Перепрограммирует привычное реагирование подсознательных установок, программ, шаблонов (10 сеансов плюс).

Медвин Юрий Алексеевич,
доктор наук в области медицинской психологии, профессор, гипнотерапевт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Запись на консультацию

    Укажите что Вас тревожит и Ваши данные